Micrasim / Interesting / Cholecystitis

Cholecystitis

  1. What a cholecystitis is and why it occurs
  2. What stimulates developing cholecystitis
  3. Types of cholecystitis
  4. How cholecystitis manifests?
  5. Whether cholecystitis is dangerous: possible complications
  6. Diagnostics
  7. Principles of treatment
  8. Prevention

Cholecystitis is one of the most common diseases of modern mankind. It is diagnosed on average in 7-10% of adults, and in developed countries this figure reaches 15-20%. Moreover, the signs of cholecystitis in recent decades are increasingly discovered in people of working age and even in adolescents, whereas in the first half of the 20th century this disease was considered typical for the representatives of elder generations.

What a cholecystitis is and why it occurs

The cholecystitis is a disease characterized by inflamed gallbladder walls. According to the current International Classification of Diseases ICD-10, it is classified as a disease of the digestive system, and is diagnosed as K81.

In the pathogenesis of cholecystitis, two key factors play a role:

  • Bile stasis (cholestasis) in the lumen of the gallbladder, especially if it is accompanied by intravesical bile hypertension - increased bile pressure. This leads to appearing microdamages, deteriorating tissue blood supply, changing bile composition and concentration. The emerging aseptic (noninfectious) inflammation reduces the mucosa stability to infectious agents and predisposes to developing chronic and complicated form.
  • Infected bile and gallbladder walls. Inflamed gallbladder is usually of a bacterial nature, although the causative agents may also be the protozoa, lamblia and even helminths (parasitic worms) that enter the intestines. But this does not mean that cholecystitis refers to infectious diseases. In most cases, a banal mixed conditionally pathogenic microflora forms in the gallbladder, which becomes excessively active under certain conditions and starts being aggressive to the tissues. But penetrating pathogen is also possible with the blood and lymph flow.

Simultaneous presence of these 2 mutually complementary conditions is the main cause of developing cholecystitis. And the inflammation arisen supports and strengthens cholestasis stimulating turning disease to a chronic stage. This is explained by the tendency to forming stones from the thickened bile, bad patency of the outflow duct due to clots of mucus, increasing intravesical pressure due to exudate releasing into the gallbladder lumen (fluids of inflammatory origin), creating favorable conditions for reproducing microorganisms.

What promotes developing cholecystitis

Predisposing factors include:

  • Individual anatomical features of the gallbladder in the form of an inflection of its neck, anomalous shape, existing internal partitions.
  • Functional disorders of the biliary system (biliary dyskinesia). They develop by stressful situations, neurotic reactions, overeating, low physical activity. In pregnant women and women with hormonal disorders, motor activity of the internal organs is often significantly reduced, that is explained by acting increased hormone called progesterone.
  • Bad nutrition: having fried and excessively fatty meals, episodes of pronounced overeating. A large amount of bile is produced in response to the excess intake of fat, which stretches the gallbladder and stagnates.
  • Existing pancreatitis (inflamed pancreas). The biliary and pancreatic ducts have a common outlet in most cases, and sometimes even merge with their terminal sites. With pancreatitis, there is often edema in this area, which disrupts the outflow of bile and creates conditions for entering activated pancreatic enzymes into the bile ducts. Therefore, a fairly large number of patients are diagnosed simultaneously with cholecystitis and pancreatitis.
  • Lean diet, irrational unbalanced diets for the sake of weight loss, various conditions leading to impossibile having meal in natural way. When a lack of nutrients (especially fats) enters the digestive system, a very small amount of cholecystokinin is produced, which stimulates reducing walls of the bile excretory system. If this situation repeats regularly, hypotension of the gallbladder develops with congestion and thickening bile.
  • Squeezing of the gallbladder from the outside, which negatively affects its contractility. This is possible with flatulence, regular overeating, pregnancy, tumors in the abdominal cavity and retroperitoneal space, increased intrathoracic pressure on the background of various lung diseases.
    Of particular importance are also metabolic disorders, obesity, bile condensation on the background of dehydration of various origins.

Metabolic disorders, obesity, bile inspissation on the background of dehydration of various origins are of particular importance.

Types of cholecystitis

The cholecystitis can be acute and chronic by duration. If the patient features signs of the disease persist for more than 3 months, it means the disease gets chronic stage. At the same time, he/she can make no special complaints, but according to the research, signs of inflammation will be revealed in the wall of the gallbladder and next to the cystic fibrous tissue.

According to the nature of the pathological process, cholecystitis can be:

  • Calculous (with present stones of various sizes and numbers in the lumen of the gallbladder) and uncalculous (without stones). When a stone is found, a cholelithiasis is diagnosed, using the code for ICD-10 K80.
  • Catarrhal, purulent (phlegmonous, gangrenous), necrotic.
  • Uncomplicated and complicated, with perforated gallbladder and unperforated one.

Acute cholecystitis is always a stroke with strongly pronounced symptoms. But chronic cholecystitis is divided into several forms according to the nature of the current:

  • Latent is almost an asymptomatic variant of the disease, often observed early in forming chronic cholecystitis.
  • Recurrent is characterized by alternating periods of exacerbating and relieving symptomatology.
  • Continuously flowing (persistent, monotonous), when symptoms are more or less constant in varying degrees.

How the cholecystitis reveals.

An attack of acute cholecystitis or exacerbation of an existing chronic disease is most often provoked by having fatty, fried, spicy, pickled meal, overeating, drinking alcohol. The first symptoms usually get acute after 2-3 hours after such diet failures.

Treating typical attack of cholecystitis includes:

  • Pain. With cholecystitis in adults, the pain is felt mainly in the right upper quadrant, but also in the right side, under the right scapula and in the right side of the lower back. The pain is so intense that it makes the sick person take a sparing position and sharply limit moving. In this case, they talk about developing biliary or hepatic colic. But the pain may not be so strong with the cholecystitis, it is often described as a heavy right side, cramping-pulling sensations, bursting.
  • Dyspepsia (signs of digestive disorders in the upper gastrointestinal tract). Most often there is a nausea, poor repeating unrelieving vomiting, distention in the upper abdomen, dry mouth, empty (without meal) eructation with an acid-bitter taste. Appetite deteriorates, taste perception changes.
  • Increased body temperature. Usually it is within 37-38 ° C, its increase may indicate appearing complications, turning catarrhal process to purulent. But fever is not a mandatory symptom of the acute cholecystitis, it is rather a universal response to pain and inflammation.

Severe attack of cholecystitis is often accompanied by rapid heartbeat, cool feet and hands, sticky sweat and other vegetative reactions to severe pain syndrome. Many patients soon get signs of pancreatitis, i.e. painful left hypochondrium and disordered distestion, reduced intestine motor activity.

When the patient suffers from chronic cholecystitis, he/she can feel no discomfort between the attacks, or sometimes experiences a feeling of heaviness in the right hypochondrium or side, in 1-3 hours after failed nutrition. And with stones existing in the gallbladder, pain can appear after intense work out, especially after jumping and running.

Whether cholecystitis is dangerous: possible complications

Possible complications of cholecystitis include:

  • Blocking common bile duct lumen with a stone that has escaped from the gallbladder (with calculous cholecystitis) or a clot of mucus, which leads to absorption of an increased amount of bilirubin into the blood with developing obstructive jaundice.
  • Suppurated accumulated bile leading to forming empyema (abscess) of the gallbladder.
  • Necrosis or purulent fusion of the gallbladder wall. Its content releasing into the abdominal cavity is fraught with developing dangerous bile peritonitis.
  • Involving in the inflamed close-to-gallbladder tissue, which is called pericholecystitis. Later it leads to forming adhesions between the gallbladder walls and surrounding organs, which further worsens its motor function and makes it challenging to evacuate the bile.
  • Forming biliary fistula - abnormal gallbladder ways that can open into the stomach, various parts of the intestine, abdominal cavity, bile ducts and even the anterior abdominal wall.

In some cases, cholecystitis leads to a complete blocking gallbladder with its gradual wrinkling, reducing, overgrowing. In this case, a condition similar to postcholecystectomy syndrome after surgical removing gallbladder is formed.

Diagnostics

Objective signs revealed by the doctor during examination:

  • Moderate tension and soreness in palpation of the abdomen in the left hypochondrium.
  • Sharp local soreness at the point of the gallbladder.
  • Increased pain when tapping along the edge of the right costal arch (Ortner's symptom).
  • Existing painful point on the neck between stems of the right sternoclecho-mastoid muscle (a frenicus symptom or a de Mussie-Georgievsky symptom).
  • Changing gallbladder revealed during deep palpation (densification, enlargement, pronounced soreness and decreased mobility). However, with severe pain, the doctor does not always manage to test the liver area to the fullest.

Also, dry and furred tongue, a mild swelling in the upper half of the abdomen due to reflex oppressing intestine activity are usually present. When inflammation goes from the gallbladder to the surrounding tissues, the symptoms of irritation of the peritoneum occur in the right hypochondrium. And in the case of a purulent-necrotic process, growing signs of intoxication appear, the general condition worsens, the abdominal pains take on a diffuse character.
Laboratory-instrumental diagnostics with cholecystitis allows to clarify  nature and severity of the inflammation, to reveal existing stones and complications. The survey includes:

  • Ultrasound is the simplest, most accessible and popular method for visualizing changes in the gallbladder and detecting stones.
  • CT (computed tomography) and MRI (magnetic resonance imaging) are more accurate and technically sophisticated visualization techniques with stratified images.
  • Cholecystography is a X-ray research of the gallbladder with entering X-ray contrast drugs intravenously or orally (through the mouth).
  • Fractional duodenal sounding with taking portion of cystic bile for a biochemical and bacteriological research.
  • Hepatobiliary scintigraphy, which allows tracking the process of bile formation, accumulation and excretion. It is applied infrequently, since not all medical institutions can get this expensive equipment.

It is the data of the conducted research that allows the doctor to choose the optimal treating cholecystitis regimen.

Principles of treatment

The tactics of treating cholecystitis depends on the nature and severity of the inflammation, existing severe and surgery-requiring complications. Operations can be carried out in an emergency and planned manner using classical and minimally invasive techniques (for example, endoscopically).

With mildly expressed pain syndrome, a satisfactory general condition of the patient and no signs of suppuration, the therapy can be performed in outpatient settings. But the hepatic colic lasting for more than a few hours, spacious pain, growing intoxication are the basis for urgent hospitalization in a surgical hospital. In other cases, the decision on the appropriate inpatient treatment is taken individually.

Conservative therapy of the acute stage of cholecystitis includes:

  • Therapeutic diet (table N5a and then N5), and in the first 1-3 days of severe hepatic colic the hunger is recommended.
  • Spasmolytic drugs for reducing sphincter tonus in the neck of the gallbladder and facilitating bile outflow.
  • Antibacterial agents for eliminating infectious inflammation factor.
  • Nonsteroidal anti-inflammatory drugs for reducing inflammation, tissue edema, and pain. They also have antipyretic effect.
  • Prokinetics, which regulate gastric and small intestine motor activity, have an antiemetic effect.
  • Anesthetic non-narcotic drugs, as symptomatic therapy for a period of severe pain.
  • Enzymatic medications for compensating concomitant enzyme deficiency, improving nutrient digestion and assimilation, reducing functional load on the pancreas. To this end, Micrasim® is prescribed to treat cholecystitis, which has a natural origin and a high safety profile. Its enzymes include lipases contributing into fat absorption in conditions of disordered bile secretion and, thereby, reduce severity of concomitant cholecystitis of intestinal disorders.
  • Some types of physiotherapy, but with exacerbation of calculous chronic cholecystitis, are used with extreme caution.

After relieving acute cholecystitis symptoms, it is recommended to continue following diet, taking enzyme preparations, completing spasmolytic therapy course. According to the doctor's decision, choleretics can be prescribed during this period, which increase the bile secretion or stimulate producing (cholekinetics or holaga).

The basis for treating chronic cholecystitis after exacerbation is a diet, intaking enzyme medications with failed nutrition and appearing signs of digestive disorders, applying mineral waters and other types of balneal treatment. If there are gallstones, the entire gallbladder or only concrements from its lumen should be removed with hardware lithotripsy (contactless stone crushing). In some cases, litholytic therapy is effective for the gradual destruction of biliary calculus.

Prevention

Prophylaxis of cholecystitis includes avoiding provoking factors, timely treating acute and chronic infected sites, competent treating pancreatitis. With an increased risk of bile stagnation and stone formation in the gallbladder, regular ultrasound control and individual selection of preventive measures are recommended.

In most cases, timely and competent treatment reduces attack of cholecystitis in a conservative way. In the future, it is necessary to follow the doctor's recommendations to prevent relapse and turning process to a chronic and complicated stage.

Important: Before using, read the instructions or consult your doctor.

THERE ARE CONTRAINDICATIONS. NEED TO READ THE INSTRUCTION ON USE AND CONSULT THE DOCTOR
Familiar to information, hide

Микразим / Это интересно / Холецистит

Холецистит

  1. Что такое холецистит и почему он возникает
  2. Что способствует развитию холецистита
  3. Виды холецистита
  4. Как проявляется холецистит
  5. Опасен ли холецистит: возможные осложнения
  6. Диагностика
  7. Принципы лечения
  8. Профилактика

Холецистит является одним из самых распространенных заболеваний современного человечества. Он диагностируется в среднем у 7–10% взрослого населения, а в развитых странах этот показатель достигает 15–20%. Причем признаки холецистита в последние десятилетия все чаще обнаруживаются у людей трудоспособного возраста и даже у подростков, тогда как еще в первой половине XX века — это заболевание считалось типичным для представителей старших поколений.

Что такое холецистит и почему он возникает

Что такое холецистит и почему он возникает

Холецистит – это заболевание, характеризующееся воспалением стенок желчного пузыря. Согласно действующей Международной классификации болезней МКБ-10, его относят к болезням органов пищеварения, и при постановке диагноза используют код К81.

В патогенезе холецистита играют роль 2 ключевых фактора:

  • Застой желчи (холестаз) в просвете желчного пузыря, особенно если он сопровождается внутрипузырной жёлчной гипертензией – повышением давления желчи. Это приводит к появлению микроповреждений, ухудшению кровоснабжения тканей, изменению состава и концентрации желчи. Возникающее асептическое (неинфекционное) воспаление снижает устойчивость слизистой оболочки к инфекционным агентам и предрасполагает к переходу процесса в хроническую и осложненную форму.
  • Инфицирование желчи и стенки пузыря. Воспаление желчного пузыря обычно имеет бактериальную природу, хотя возбудителями также могут быть проникающие из кишечника простейшие, лямблии и даже гельминты (паразитирующие черви). Но это не означает, что холецистит относится к инфекционным и заразным заболеваниям. В большинстве случаев в желчном пузыре обнаруживается банальная смешанная условно-патогенная микрофлора, которая в определенных условиях становится чрезмерно активной и начинает проявлять агрессию к тканям. Но возможно проникновение возбудителя также с током крови и лимфы.

Одновременное наличие этих 2 взаимодополняющих условий – основная причина развития холецистита. Причем уже возникшее воспаление поддерживает и усиливает холестаз, что способствует переходу заболевания в хроническую стадию. Это объясняется склонностью к образованию камней из сгустившейся желчи, нарушением проходимости выводящего протока из-за сгустков слизи, увеличением внутрипузырного давления за счет выделения в просвет пузыря экссудата (жидкости воспалительного происхождения), созданием благоприятных условий для размножения микроорганизмов.

Что способствует развитию холецистита

К предрасполагающим факторам относятся:

  • Индивидуальные анатомические особенности желчного пузыря в виде перегиба его шейки, аномальной формы, наличия внутренних перегородок.
  • Функциональные нарушения работы желчевыделительной системы (дискинезия желчевыводящих путей). Их развитию способствуют стрессовые ситуации, невротические реакции, переедание, низкая физическая активность. У женщин с нарушениями гормонального фона и во время беременности нередко существенно снижается моторная активность внутренних органов, что объясняется действием повышенного количества гормона – прогестерона.
  • Погрешности в питании: употребление жареной и чрезмерно жирной пищи, эпизоды выраженного переедания. В ответ на избыточное поступление жиров продуцируется повышенное количество желчи, которая растягивает желчный пузырь и застаивается в нем.
  • Наличие панкреатита (воспаления поджелудочной железы). Желчевыводящий и панкреатический протоки в большинстве случаев имеют общее выводное отверстие, а иногда даже сливаются своими конечными участками. При панкреатите нередко возникает отек в этой области, что нарушает отток желчи и создает условия для заброса активированных панкреатических ферментов в желчные пути. Поэтому у достаточно большой части пациентов диагностируют одновременно холецистит и панкреатит.
  • Скудное питание, нерациональные диеты для снижения веса с несбалансированным дефицитным рационом, различные состояния, приводящие к невозможности поступления пищи естественным путем. При поступлении в пищеварительную систему недостаточного количества питательных веществ (особенно жиров) вырабатывается очень малое количество холецистокинина, который стимулирует сокращение стенок желчевыделительной системы. Если эта ситуация повторяется регулярно, развивается гипотония желчного пузыря с застоем и сгущением в нем желчи.
  • Сдавливание желчного пузыря извне, что негативно сказывается на его сократительной способности. Такое возможно при метеоризме, регулярном переедании, беременности, опухолях в брюшной полости и забрюшинном пространстве, повышенном внутригрудном давлении на фоне различных заболеваний легких.

Определенное значение имеют также нарушения обмена веществ, ожирение, сгущение желчи на фоне обезвоживания различного происхождения.

Виды холецистита

По продолжительности, холецистит бывает острым и хроническим. О затяжном течении с переходом в хроническую стадию говорят, если у пациента признаки заболевания сохраняются более 3 месяцев. При этом он может не предъявлять особых жалоб, но по данным обследования в стенке желчного пузыря и около пузырной клетчатки будут обнаруживаться признаки воспаления.

По характеру патологического процесса холецистит бывает:

  • Калькулезный (с наличием камней различного размера и количества в просвете желчного пузыря) и некалькулезный (бескаменный). При обнаружении камней диагностируют желчекаменную болезнь (ЖКБ), используя шифр по МКБ-10 К80.
  • Катаральный, гнойный (флегмонозный, гангренозный), некротический.
  • Неосложненный и осложненный, с перфорацией желчного пузыря и без нее.

Острый холецистит – это всегда приступ с ярко очерченной симптоматикой. А вот хронический холецистит по характеру течения подразделяется на несколько форм:

  • Латентный или скрытый, это практически бессимптомный вариант заболевания, часто отмечается в самом начале формирования хронического холецистита.
  • Рецидивирующий, для которого характерно чередование периодов обострения холецистита и стихания симптоматики.
  • Непрерывнотекущий (персистирующий, монотонный), когда симптомы в той или иной степени выраженности присутствуют практически постоянно.

Как проявляется холецистит

Приступ острого холецистита или обострение имеющегося хронического заболевания чаще всего провоцируются употреблением жирной, жареной, пряной, маринованной пищи, перееданием, приемом алкоголя. Первые симптомы появляются обычно остро спустя 2–3 часа после таких погрешностей в питании.

Клиника типичного приступа холецистита включает:

  • Боль. При холецистите у взрослых она ощущается преимущественно в правом подреберье, может отдавать в правый бок, под правую лопатку и в правую часть поясницы. Боль бывает настолько интенсивной, что заставляет заболевшего человека принимать щадящее положение и резко ограничивать объем движений. В таком случае говорят о развитии желчной или печеночной колики. Но боль при холецистите может быть и не такой сильной, ее нередко описывают как тяжесть в правом боку, схваткообразно-тянущие ощущения, чувство распирания.
  • Диспепсия (признаки нарушения пищеварения в верхних отделах желудочно-кишечного тракта). Чаще всего появляются тошнота, повторная необильная и не приносящая облегчение рвота, чувство вздутия в верхней половине живота, сухость во рту, пустая (без пищи) отрыжка с кисло-горьким вкусом. Ухудшается аппетит, изменяется восприятие вкуса.
  • Повышение температуры тела. Обычно она держится в пределах 37-38 °C, ее прирост может свидетельствовать о присоединении осложнений, переходе катарального процесса в гнойный. Но повышенная температура не является обязательным симптомом острого холецистита, это скорее универсальная реакция на боль и воспаление.

Тяжело протекающий приступ холецистита нередко сопровождается учащенным сердцебиением, похолоданием стоп и кистей, появлением липкого пота и другими вегетативными реакциями на выраженный болевой синдром. У многих заболевших вскоре присоединяются признаки панкреатита с болями в левом подреберье и нарушением переваривания пищи, снижается двигательная активность кишечника.

При хроническом холецистите между приступами, человек может не ощущать никакого дискомфорта, или же иногда испытывать чувство тяжести в правом подреберье или правом боку, через 1–3 часа после погрешностей в питании. А при наличии камней в желчном пузыре, боли могут появляться после интенсивной физической нагрузки, особенно после прыжков и бега.

Как проявляется холецистит

Опасен ли холецистит: возможные осложнения

К возможным осложнениям холецистита относят:

  • Закупорка просвета общего желчного протока вышедшим из желчного пузыря камнем (при калькулезном холецистите) или сгустком слизи, что приведет к всасыванию в кровь повышенного количества билирубина с развитием подпеченочной желтухи.
  • Нагноение скопившейся желчи, что приведет к формированию эмпиемы (абсцесса) желчного пузыря.
  • Некроз (омертвение) или гнойное расплавление стенки желчного пузыря. Выход его содержимого в брюшную полость чреват развитием опасного желчного перитонита.
  • Вовлечение в воспаление околопузырной клетчатки, что называют перихолециститом. В последующем это приводит к формированию спаек между стенкой желчного пузыря и окружающими органами, что еще больше нарушает его моторику и затрудняет эвакуацию желчи.
  • Формирование желчных свищей – аномальных ходов из желчного пузыря, которые могут открываться в желудок, различные отделы кишечника, брюшную полость, в желчные ходы и даже на переднюю брюшную стенку.

В некоторых случаях, холецистит приводит к полной блокаде желчного пузыря с его постепенным сморщиванием, уменьшением, зарастанием. При этом формируется состояние, аналогичное постхолецистэктомическому синдрому после хирургического удаления желчного пузыря.

Диагностика

Объективные признаки, выявляемые врачом при осмотре:

  • Умеренное напряжение и болезненность при прощупывании (пальпации) живота в левом подреберье.
  • Резкая локальная болезненность в точке желчного пузыря.
  • Усиление боли при постукивании по краю правой реберной дуги (симптом Ортнера).
  • Наличие болевой точки на шее между ножками правой грудинно-ключично-сосцевидной мышцы (френикус-симптом или симптом де Мюсси-Георгиевского).
  • Изменения желчного пузыря, обнаруживаемые при его глубокой пальпации (уплотнение, увеличение в объеме, выраженная болезненность и снижение подвижности). Правда, при выраженной боли врачу далеко не всегда удается полноценно прощупать область печени.

Также обычно отмечаются сухость и обложенность языка, умеренное вздутие в верхней половине живота из-за рефлекторного угнетения активности кишечника. При переходе воспаления с желчного пузыря на окружающие ткани обычно появляется симптомы раздражения брюшины в правом подреберье. А в случае гнойно-некротического процесса присоединяются нарастающие признаки интоксикации, значительно ухудшается общее состояние, боли в животе принимают разлитой характер.

Лабораторно-инструментальная диагностика при холецистите позволяет уточнить характер и выраженность воспаления, выявить наличие камней, определить наличие осложнений. Обследование включает:

  • Общий анализ крови, выявляющий признаки воспалительной реакции (повышение СОЭ, увеличение количества лейкоцитов с нарастанием в лейкоформуле их палочкоядерных форм).
  • Биохимическое исследование крови. При холецистите может быть выявлено повышение билирубина за счет его прямой (связанной с белком) фракции, активация печеночных проб (АлАт и АсАт), повышение щелочной фосфатазы (ЩФ), что будет свидетельствовать о застое желчи по всей желчевыводящей системе с развитием подпеченочной механической желтухи. А увеличение уровня амилазы будет говорить о вовлечении в процесс поджелудочной железы.
  • УЗИ – самый простой, доступный и часто используемый метод визуализации изменений желчного пузыря и выявления в нем камней.
  • КТ (компьютерная томография) и МРТ (магнитно-резонансная томография) – более точные и технически сложные методики визуализации с получением послойных снимков.
  • Холецистография - рентгенологическое исследование желчного пузыря с введением рентгенконтрастных препаратов внутривенно или перорально (через рот).
  • Фракционное дуоденальное зондирование со взятием порции пузырной желчи на биохимическое и бактериологическое исследование.
  • Гепатобилирная сцинтиграфия, позволяющая отследить процесс образования, накопления и выведения желчи. Используется нечасто, так как не все лечебные учреждения имеют соответствующее дорогостоящее оснащение.

Именно данные проведенного исследования позволяют врачу выбрать оптимальную схему лечения холецистита.

Принципы лечения

Тактика лечения холецистита зависит от характера и выраженности воспаления, от наличия тяжелых и требующих хирургического вмешательства осложнений. Операции могут проводиться в экстренном и плановом порядке, с использованием классических и малоинвазивных методик (например, эндоскопически).

При мягко выраженном болевом синдроме, удовлетворительном общем состоянии заболевшего и отсутствии признаков нагноения, терапия может проводиться в амбулаторных условиях. А вот сохраняющаяся более нескольких часов печеночная колика, разлитые боли, нарастающая интоксикация – основание для срочной госпитализации в хирургический стационар. В остальных случаях решение о целесообразности стационарного лечения принимается индивидуально.

Консервативная терапия острой стадии холецистита включает:

  • Лечебная диета (стол №5а и затем №5), причем в первые 1–3 суток при выраженной печеночной колике может быть рекомендовано голодание.
  • Спазмолитические препараты для снижения тонуса сфинктера в шейке желчного пузыря и облегчения оттока желчи.
  • Антибактериальные средства для ликвидации инфекционного фактора воспаления.
  • Нестероидные противовоспалительные препараты для уменьшения воспаления и отечности тканей, уменьшения боли. Они также оказывают жаропонижающее действие.
  • Препараты-прокинетики, которые регулируют моторику желудка и тонкого кишечника, оказывают противорвотное действие.
  • Обезболивающие ненаркотические средства, в качестве симптоматической терапии на период выраженной боли.
  • Ферментные препараты для компенсации сопутствующей ферментной недостаточности, улучшения переваривания и усвоения питательных веществ, уменьшения функциональной нагрузки на поджелудочную железу. С этой целью при холецистите назначается Микразим®, имеющий натуральное происхождение и высокий профиль безопасности. В состав его ферментов входит липаза, которая облегчает усвоение жиров в условиях нарушенного желчевыделения и тем самым уменьшает выраженность сопутствующих холециститу кишечных расстройств.
  • Некоторые виды физиотерапии, но при обострении калькулезного хронического холецистита они применяются с особой осторожностью.

После купирования симптомов острого холецистита рекомендуется продолжать соблюдать диету, продолжать принимать ферментные препараты, завершить курс спазмолитической терапии. По решению врача в этот период могут быть также назначены желчегонные средства, которые усиливают секрецию желчи (холеретики) или стимулируют ее выделение (холекинетики или холагога).

Основа лечения хронического холецистита после обострения – диета, прием ферментных препаратов при погрешностях в питании и появлении признаков нарушения пищеварения, применение минеральных вод и другие виды бальнеологического лечения. При наличии камней в желчном пузыре оценивается целесообразность удаления всего желчного пузыря или только конкрементов из его просвета, аппаратной литотрипсии (бесконтактного дробления камней). В некоторых случаях бывает результативной литолитическая терапия для постепенного разрушения желчных конкрементов.

Профилактика

Профилактика холецистита включает избегание провоцирующих факторов, своевременное лечение очагов острой и хронической инфекции, грамотное лечение панкреатита. При повышенном риске застоя желчи и камнеобразования в желчном пузыре рекомендован регулярный УЗ-контроль и индивидуальный подбор профилактических мероприятий.

В большинстве случаев при своевременном и грамотном лечении приступ холецистита удается купировать консервативным путем. В дальнейшем, необходимо соблюдать рекомендации врача для предотвращения рецидива и профилактики перехода процесса в хроническую и осложненную стадию.

Важно: перед применением ознакомьтесь с инструкцией или проконсультируйтесь с лечащим врачом.

ИМЕЮТСЯ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ. ПЕРЕД ПРИМЕНЕНИЕМ ИЗУЧИТЕ ИНСТРУКЦИЮ ИЛИ ПОСОВЕТУЙТЕСЬ СО СПЕЦИАЛИСТОМ
С информацией ознакомлен(а), скрыть